ГЛАВА 15 Вырвать поражение из пасти победы
На протяжении трех лет моей работы в СЕНТКОМ ошибки американской политики лишь усугубляли беспорядки на Ближнем Востоке, особенно в Ираке и Афганистане. После семилетнего вклада крови и сокровищ в Ирак, война, ведомая американцами, к 2010 году наконец-то увенчалась установлением хрупкой стабильности. Крупномасштабные боевые действия были прекращены. Благодаря тому, что госсекретарь Гейтс как можно дольше удерживал там основную часть наших сил, мы поставили иракскую «Аль-Каиду» (АКИ) на колени. Теперь, после окончания боевых действий, «Аль-Каида» находилась в бегах или сидела в подполье, а суннитско-шиитская гражданская война утихла. С моей точки зрения, Ирак вступил в постконфликтную, предшествующую примирению, фазу стабильности. Но страсти, разгоревшиеся в ходе гражданской войны, все еще тлели. Вопрос заключался в том, что делать дальше. Если мы, как предупреждала разведка, резко уйдем, то Ирак снова скатится к гражданской войне, что позволит возродиться исламским террористам. Остатки американских сил являлись тем клеем, который удерживал Ирак вместе и помогал предотвратить возрождение терроризма. Американские советники по-прежнему работали на всех уровнях в иракской полиции и армии, а наши офицеры и солдаты были надежными посредниками между конкурирующими группировками. Для сохранения присутствия части американских войск требовалось согласие иракского правительства. В то же время действующий премьер-министр страны Нури аль-Малики боролся за сохранение власти, хотя его партия на выборах 2010 года набрала меньше голосов, чем оппозиция. Сотрудники Совета национальной безопасности в Белом доме считали, что Малики обеспечивает преемственность [власти], которая, по их мнению, облегчит вывод американских войск. Я возражал против такой логики, все больше считая сектанта Малики политиком, наименее способным объединить Ирак и продолжить процесс примирения. В конце лета 2010 года я прилетел в Багдад для смены командования — генерала Рэя Одиерно менял генерал Ллойд Остин. Рэй предоставил министру обороны Гейтсу и мне тщательно проработанный план по дислокации в Ираке остаточных сил в количестве восемнадцати тысяч военнослужащих. Мы встретились наедине, чтобы обсудить ключевой вопрос: Кто станет следующим премьер-министром Ирака и как этот выбор повлияет на вывод американских войск и стабильность внутри страны? Президент Обама заявил, что Америка сохранит остаточные силы «для консультирования и оказания помощи» иракцам, и мы с генералами Остином и Одиерно предполагали, что их численность будет достаточной для удержания завоеваний, которые были достигнуты дорогой ценой, и что их численность будет сокращаться по мере роста потенциала Ирака. После завершения церемонии смены командования, в жаркий багдадский день, посол Джим Джеффри пригласил вице-президента Джо Байдена, сотрудников Белого дома и американских генералов на ужин. Джеффри был одним из тех дипломатов, которые воспитаны для трудных времен, и он поощрял откровенный обмен мнениями за столом. Во время ужина, и после него я — мысленно просматривая в своей голове доклады о том, что Малики вычеркивает имена кандидатов из избирательных списков и месяцами тормозит формирование правительства, подрывая конституцию Ирака — напоминал присутствующим, что этот человек не получил больше всего голосов. — Премьер-министр Малики не заслуживает доверия, господин вице-президент, — заявил я. — Он рассматривает наших послов и военных советников как помеху в реализации своей антисуннитской программы. Лидеры всего региона предупреждали меня, что он намерен лишить суннитов права голоса. Он хочет вытеснить или маргинализировать суннитов и курдов из правительства. Он коварен, когда разговаривает с нами. Мне подумалось об учебных колесах на велосипеде: нам нельзя внезапно убирать эти колеса; нам нужно медленно их поднимать, позволяя иракцам шататься, но не падать, пока они медленно крутят педали на пути к самодостаточности. Если мы уйдем слишком рано, отмечал я, нам придется снова вводить войска. Я утверждал, что мы должны остаться, и подчеркивал, что, по оценке нашего разведывательного сообщества, наш прогресс еще не укоренился, и если мы не останемся, он окажется «обратимым». На данный момент наши потери были очень малы. Хотя справедливо, что политические соображения определяют стратегические решения, политические решения неустойчивы, если они отрицают военную реальность. При правильном подходе политические соображения и стратегические решения являются ключом к лучшему миру. Вице-президент Байден и его помощники вежливо слушали. Но по мере того как мы вели разговор, я чувствовал, что не продвинулся ни на шаг в убеждении представителей администрации не оказывать поддержку Малики. Все происходящее напоминало разговор с людьми, которые живут в деревянных домах, но не видят необходимости в пожарной охране. Я видел, что решение уже принято, и еще мог понять, что меня рассматривают как военного, который, возможно, не разбирается в политических тонкостях, — но, честно говоря, я был ошеломлен тем, что наши дипломаты также казались совершенно не причастными к принятию решений. Открытый обмен мнениями, поощряемый послом Джеффри, превратился в неловкость, а затем и вовсе сошел на нет. — Малики хочет, чтобы мы остались, потому что иначе он не видит в Ираке будущего, — сказал Байден. — Готов поспорить с вами на свое вице-президентство. Вице-президент мне понравился. После ужина он подшучивал надо мной по поводу моего командования. — Знаете, почему вы в СЕНТКОМе? — поддразнил он. — Потому что никто другой не был настолько глуп, чтобы согласиться на эту работу. Я считал его достойным восхищения доброжелательным человеком, однако он уже был не в том состоянии, когда нужно было принимать «хорошую идею». Он не хотел ничего больше слышать; ему хотелось, чтобы наши войска ушли из Ирака, и какой бы путь ни вел к этому быстрее всего, он предпочел именно его. Он излучал уверенность человека, чье решение уже принято, и который, возможно, даже безразличен к последствиям, если ситуация была неверно оценена. В последующие месяцы сообщения от моих иракских и региональных контактов, а также наши собственные разведданные были зловещими. Малики усиливал чистку суннитов на всех государственных постах, разлагая при этом армию. Каждый раз, когда премьер-министр грубо перегибал палку, встревоженные иракские чиновники жаловались нашим советникам, словно в апелляционный суд. В 1994 году, после краха режима апартеида, Нельсон Мандела воспользовался своим мудрым, успокаивающим авторитетом, чтобы примирить народ Южной Африки. Но Малики не был Манделой. На мой взгляд, достаточное количество американских военных просто обязано было остаться, чтобы сохранить все наши достижения. Весь 2011 год в Вашингтоне шли споры о том, сколько американских войск должно остаться в Ираке, — если они вообще должны быть там. Центральное командование, председатель Объединенного комитета начальников штабов и новый министр обороны Леон Панетта, сменивший Боба Гейтса, точно так же, как и госсекретарь Хиллари Клинтон, продолжали рекомендовать Белому дому сохранить там часть сил. Заместитель министра обороны Мишель Флурной, обладавшая стратегическим мышлением, долго и упорно отстаивала позицию министерства. Но она проповедовала в пустыне. Начиная с президента Буша и до администрации Обамы, Белый дом был настроен на полный вывод войск по политическим причинам. Сотрудники Совета национальной безопасности не верили в наши прогнозы о том, что если мы уйдем, то враг воскреснет. Они рассматривали Ирак как «единичный случай», как будто вывод наших войск оттуда не будет иметь никаких последствий для региона, — что усиливало опасения наших союзников, что мы их бросаем. Я же решительно утверждал, что любой вакуум, оставшийся после нашего ухода, будет заполнен суннитскими террористами и Ираном. С территории Сирии, расположенной на западной границе Ирака, баасистский режим Башара Асада способствовал вербовке и подготовке «Аль-Каиды» и суннитских террористов; на восточной границе шиитские ополчения и эскадроны смерти поддерживал Иран. Муллы, стоящие во главе Ирана, намеревались втянуть Ирак в свою орбиту в качестве послушного государства-клиента, ведя при этом сложную и долгую игру. По моему мнению, независимо от того, кто как относился к решению о вторжении в Ирак в 2003 году, для закрепления завоеваний семилетней войны в этой стране необходимо было сохранить войска и дипломатическое присутствие. Во время одной из моих поездок в Ирак официальные лица неоднократно говорили мне, что мы нужны им, чтобы помочь им «избежать удушающих объятий Ирана». На уровне ниже Малики я слышал это высказывание достаточно часто для того, чтобы распознать согласованный «тезис»: высокопоставленные иракские чиновники хотели, чтобы мы остались, даже если их раздробленный парламент не может заявить об этом публично по внутриполитическим причинам. На встречах в Белом доме мы постоянно спорили о цифрах, редко вникая в альтернативные конечные цели и в то, что реально необходимо для их достижения. Сотрудники Совета национальной безопасности спрашивали, зачем мне нужны 150 военнослужащих для охраны посольства в стране с напряженной обстановкой на Ближнем Востоке или девяносто военнослужащих для обеспечения материально-технического снабжения на базе под Багдадом. Я отвечал, что численность зависит от конкретных задач, которые эти войска должны выполнять. Но все это был танец кабуки. Обсуждения были призваны создать видимость консультаций, но они не были подлинными, а меня это не устраивало. Однажды, выходя из ситуационной комнаты Белого дома, я прямо заявил высокопоставленному сотруднику Совета национальной безопасности. — Те из нас, кто в униформе, искренне хотят знать, — сказал я. — Что вы хотите, чтобы мы сделали? Ответа я так и не получил. Я не возражал против того, чтобы подчиняться приказам главнокомандующего, избранного американским народом (меня никто не избирал), но согласиться с тем, что такой поспешный вывод войск был разумным решением, было совершенно иным делом. Изучив вопрос, генерал Остин согласился с Одиерно, рекомендовавшего нам оставить восемнадцать тысяч военнослужащих. Я внимательно изучил цифры и задачи советников, понимая, что министру Панетте нужна моя независимая оценка задач и необходимой численности войск. Министру я сказал, что согласен с генералом Остином. С точки зрения стратегических интересов Америки я не видел никакой жизнеспособной альтернативы. Но вместо восемнадцати тысяч военнослужащих Белый дом полусерьезно предложил символическое присутствие в виде 3500 человек (цифра, не имеющая под собой никакой аналитической основы, о которой я бы знал) при условии, что иракский парламент проголосует за строгие условия защиты наших сил от иракского судебного преследования. Эта оговорка оказалась ядовитой пилюлей. Белый дом знал, что раздробленный иракский парламент никогда не сможет объединиться и согласиться на такие условия. У нас были и другие законные способы защитить американские войска от такого преследования. Но это ничего не изменило. В октябре 2011 года премьер-министр Малики и президент Обама договорились, что до конца года все американские войска покинут страну. — Сегодня я могу сообщить, что, как и было обещано, оставшаяся часть наших войск в Ираке возвращается домой, — заявил президент. — Мы оставляем после себя суверенный, стабильный и самодостаточный Ирак. Слова «суверенный, стабильный и самодостаточный» никогда не использовались ни в Пентагоне, ни в Государственном департаменте, я также не встречал их ни в одном разведывательном отчете. «После всего, через что мы прошли, и после всех потерь, которые мы понесли, — подумал я, — конечно же, это не более чем сдача». — Вы знаете, я говорю то, что имею в виду; и имею в виду то, что говорю, — сказал Обама осенью 2012 года. — Я говорил, что закончу войну в Ираке, и я ее закончил. Риторика не прекращает конфликты. Когда влияние Америки фактически исчезло, премьер-министр Малики посадил в тюрьму множество суннитов, изгнал их представителей из правительства и отказался направлять средства в суннитские районы, фактически лишив треть страны права голоса. Ирак снова погрузился в эскалацию насилия. Это было похоже на замедленную съемку автомобильной катастрофы. Вскоре все сунниты восстали, а иракская армия превратилась в пустую, бессильную оболочку, позволив, как и предсказывало ЦРУ, вернуться, словно ордам варваров, террористам. Летом 2014 года средневековое зло под названием ИГИЛ восстало, подобно птице феникс, и пронеслось по западному Ираку и восточной Сирии, разгромив иракскую армию и установив свой убийственный халифат. Потребуются долгие годы и десятки тысяч жертв, а также невыразимые страдания миллионов невинных людей, чтобы разрушить географическую власть ИГИЛ. Все это можно было предсказать и предотвратить. Поддержка сектантского премьер-министра Ирака и вывод всех американских войск, исходя из условий того времени, стали катастрофическими решениями. Ту же динамику — игнорирование реальности — я наблюдал, в 2001 году, когда мы позволили «Аль-Каиде» и бен Ладену сбежать в Пакистан, и снова в Фаллудже в 2003 году, когда наше наступление остановили на полпути. Теперь я видел это снова. Это не было недостатком взаимоотношений военных и гражданских лиц, или ошибкой демократов, игравших против республиканцев. Все было гораздо глубже. На самом верху, как тогда, так и сейчас, царила аура всезнания. Оценки разведывательного сообщества, наших дипломатов и военных были исключены из круга принятия решений. После этого некоторые политические лидеры назвали это провалом разведки. По сути, ее сделали козлом отпущения, поскольку нас предупреждали, что террористическая группа, связанная с «Аль-Каидой», придет снова, но эта оценка была проигнорирована. Неприятно слушать, как любой лидер обвиняет своего предшественника, особенно если так поступает политический лидер в ситуации, о существовании которой он знал, когда баллотировался на свой пост. Мудрый лидер должен считаться с реальностью и заявлять о своих намерениях и замыслах, а также о том, какой уровень обязательств он готов вложить для достижения этой цели. Затем он должен поверить в то, что его подчиненные знают, как это осуществить. Мудрое лидерство требует сотрудничества, иначе оно приведет к провалу. *****
После ужина с вице-президентом я вылетел в Кабул. Эту войну мы вели уже десять лет, но признаки прочного прогресса здесь отсутствовали. За десятилетие после того, как «Аль-Каида» сбежала из Тора-Бора в Пакистан, талибы восстановили контроль над южными и восточными районами Афганистана. Находившиеся под командованием генерала Дэйва Петреуса 32000 американских военнослужащих и 17000 солдат союзников принимали активное участие в боевых действиях наряду со 150000 афганских солдат. Я хотел, чтобы СЕНТКОМ сделал все возможное, чтобы помочь военным усилиям. Вскоре Дэйв позвонил мне с тревожным сообщением. — Джим, ты не поверишь, — сказал он. — У нас есть толковые правила ведения боевых действий, однако на всех нижестоящих уровнях командования их ужесточили. Войска, отправляющиеся в патрулирование, обескуражены. Там считают, что правила не позволяют им открывать ответный огонь. Поэтому я заявляю, что правила ведения боевых действий устанавливаю я и никакая подчиненная инстанция не может вводить дополнительные ограничения. Но в прессе могут написать, что я не защищаю гражданских лиц, поэтому я предупреждаю тебя. Я сразу понял его проблему. В пехоте мы с Дэйвом выросли на том, что если капрал в головном дозоре кричал, что ему нужна огневая поддержка, он ее получал. Теперь же капрал сталкивался с запутанным циклом принятия решений. Когда я непосредственно командовал теми, кто шел в бой, я определял условия использования сил и средств: Включайте разум, прежде чем нажимать на спусковой крючок. Во-первых, не причиняйте вреда невиновным. Прежде чем стрелять, определите цель. В редких случаях, таких как бой на дамбе Хадита, когда имело место плохое суждение, я оглашал свои решения, чтобы каждый солдат знал, к каким выводам и почему я пришел. Это укрепляло этическую позицию, проявления которой я ожидал от своих дисциплинированных солдат. Но теперь каждая жалоба о жертвах среди гражданского населения, какой бы неясной она ни была, приводила к расследованию. Враг быстро научился выдвигать ложные обвинения, и соответственно их число росло. Расследования требовали проведения допросов со стороны юристов и следователей, что вело к сбоям в боевых операциях, внося напряженность в наши ряды. Побывав сам под следствием, я знал, что для тех, кто в этом поучаствовал, приятного очень мало. Юристы делали выводы и писали инструкции; различные афганские официальные лица, в том числе и непостоянный президент Хамид Карзай, говорили о ранениях среди мирного населения, — как реальных, так и тех, о которых рассказывала пропаганда талибов. Правила по ограничению нашей огневой мощи росли, даже когда наши войска подвергались нападению противника. Эти универсальные ограничения не соответствовали реальности, с которой сталкивались наши солдаты. Правила ведения боевых действий — это то, что отличает принципиальных военных от варваров и террористов. В то же время демократия, какой бы высокодуховной она ни была, несет моральную ответственность за то, чтобы ее солдатам разрешалось — нет, чтобы они поощрялись — эффективно выполнять поставленную перед ними задачу, а именно атаковать и уничтожать врага. Применение смертоносной военной силы законодательно оформлено Женевским Протоколом, где оговаривается, что уничтожение должно быть соразмерно ситуации и что должны быть предприняты тщательные усилия для защиты гражданского населения. Непосредственно наблюдая наши войска во время многочисленных боев, я сомневаюсь, что какие-либо военнослужащие в истории могут сравниться с ними в стремлении избежать нанесения ущерба невинным людям. Все более жесткие правила складывались постепенно, на протяжении нескольких лет. Я полагал, что не имея последовательных политических целей и сталкиваясь с растущей критикой по поводу долгой и безрезультатной войны, мы на местах ужесточили правила ведения боевых действий, чтобы воевать «как надо». Эти ужесточенные правила были введены в тщетной попытке компенсировать отсутствие продуманной стратегии, которая могла бы продемонстрировать прогресс. Вместо того чтобы выработать стратегию, мы пытались устранить любую критику в адрес того, как мы сражались, и тем самым подрывали себя в военном отношении, теряя доверие наших войск. Дэйв Петреус согласовывал военную необходимость с абсолютным требованием защищать невинных. Мы не можем допустить, чтобы наши бойцы смотрели на своих вышестоящих командиров как на людей, устанавливающих правила, которые фактически сковывают наши войска и, как представляется, отдают врагу преимущество в «честном бою». Наши командиры должны быть тренерами и капитанами для своей собственной команды, укрепляя среди солдат доверие в бою. Когда начальство теряет влияние на свои войска из-за того, что его правила не действуют, подрывается дисциплина, которая связывает воедино все чины и звания; а дисциплина, в свою очередь, позволяет защитить невинных, оказавшихся на поле боя, которое также должно рассматриваться как гуманитарная зона. Мы должны поддерживать доверие, от генерала до рядового, как наиболее эффективный путь к победе в сражениях с наименьшими потерями для гражданских лиц. У нас есть моральный долг — защищать наших солдат. Я безоговорочно поддержал решение Дэйва исправить правила ведения боевых действий, обязательно предоставив больше полномочий тем, кто непосредственно участвует в боевых действиях. Такие правила не должны писаться юристами; их должны писать командиры, опираясь на советы юристов, прошедших школу военного права, а не только гуманитарных вопросов. Правила ведения боевых действий должны быть рефлексивными, а не рефлекторными, чтобы войска могли быстро и законно реагировать, когда время играет решающую роль. Если демократическая страна не доверяет своим войскам, она не должна вступать в войну. Но даже при разумных правилах ведения боевых действий, куда направлялся двигатель войны? Какова конечная цель нашей политики и стратегия ее достижения? Цели, пути и средства должны были иметь решающее значение. Президент Буш заявил: «Наша цель в Афганистане — это… создание стабильного, умеренного и демократического государства». Масштабная политическая цель, которая оказалась недостижимой за все время его восьмилетнего президентства. Президент Обама, пусть и с неохотой, но всё же согласился отправить в 2010 году дополнительные войска. «В наших жизненно важных национальных интересах направить в Афганистан дополнительно тридцать тысяч американских военнослужащих, — сказал он. — Через восемнадцать месяцев наши войска начнут возвращаться домой». Первым предложением президент дал надежду антиталибским силам в Афганистане; вторым предложением он дал надежду талибам, назвав им дату нашего ухода. После речи президента Обамы я спросил своего пакистанского офицера связи, как он понял смысл послания. Тот быстро ответил: «Вы сваливаете». Как учил меня доктор Киссинджер за много лет до этого, никогда нельзя говорить противнику то, чего мы не будем делать. Много говорят о наличии «стратегии выхода». Я же считаю, что «выход» из войны — это побочный продукт победы в ней. Если вы не хотите проиграть, вы не говорите врагу, что закончили воевать, и не назначаете выход, не связанный с обстановкой на местах. У Дэйва Петреуса был очень короткий период времени, чтобы переломить ухудшающуюся военную ситуацию, а на то, чтобы даже ввести дополнительные войска, потребуются месяцы, и еще больше времени, чтобы добиться результатов. Тем не менее, он считал, что сможет продемонстрировать прогресс. Проблема была тройной. Во-первых, талибы были ревностным и решительным противником. Во-вторых, они пользовались убежищем в Пакистане, соседнем с Афганистаном государством на востоке. В-третьих, правительству Афганистана не хватало дееспособных функционеров. Три десятилетия боевых действий после советского вторжения разрушили социальную структуру страны и бóльшую часть ее экономики, а образованный класс превратился в разрозненное меньшинство. После того как коалиционные войска очищали район, афганские солдаты должны были продвигаться вперед, чтобы удерживать завоеванные позиции. Время, необходимое для этого, оказалось столь же неопределенным, сколь и критическим. В разорванном на части обществе Дэйву Петреусу пришлось выбирать, где размещать коалиционные и афганские войска, чтобы получить наибольшую выгоду до истечения установленного срока. На первом месте в его списке был уезд Марджах, центр торговли опиумом. Весной 2010 года его отбили у талибов более семи тысяч морских пехотинцев и афганских солдат. Затем туда были доставлены афганские чиновники, чтобы создать так называемое «правительство в коробке» — группу управленцев по вопросам здравоохранения, водоснабжения, сельского хозяйства, школ, полиции и образования. Но как только «коробка» была открыта, из нее появилось лишь несколько испуганных афганских чиновников, которые, переступив порог рынка Марджаха, столкнулись с грозными крестьянами, разъяренными потерей прибыльной торговли маком. Чиновники бежали, оставив вопросы управления на попечение коалиции. Когда я там побывал — через год после первого штурма, — там все еще стояли американский батальон и группа советников из армейского спецназа. Летом 2011 года президент Обама заявил: «Прилив войны отступает… Долгие войны приходят к ответственному концу». Но передо мной были поставлены две противоречивые задачи: силы СЕНТКОМа под моим командованием должны были уничтожать талибов, и одновременно укреплять афганскую армию. Также необходимо было вывести войска в строго установленные сроки, независимо от обстановки на местах. Но мы могли сделать либо одно, либо другое, но не то и другое одновременно. Приняв командование, я сказал министру Гейтсу, что предоставлю ему свое независимое суждение о прогрессе и проблемах, зная, что для этого мне понадобится сбалансированная оценка рисков с учетом сторонних взглядов. Возможно, я и наши боевые командиры в той стране были слишком близки к людям и их проблемам, хватаясь за каждый успех как за знак приближающейся победы, пусть даже и кратковременной. В конце концов, в наших военных жестко заложен дух исполнительности и служебного рвения, иначе мы не смогли бы справиться с тем, что требует от нас война. Кроме того, в результате повторных командировок некоторые из наших проверенных в боях командиров прониклись симпатией к афганскому народу, что вполне могло затуманить их рассудок. Я чувствовал, что мне нужен кто-то, кто стоял бы в стороне и сканировал горизонт. Двадцатью годами ранее, во время «Бури в пустыне», я впервые направил опытных офицеров для наблюдения за ходом сражения и составления отчетов вне своего непосредственного подчинения. Это были мои «подзорные трубы» или группа «Джульет». Теперь же, на стратегическом уровне, я обратился к трем опытным, проницательным друзьям: Дэвиду Брэдли, главному редактору журнала The Atlantic; генералу сухопутных войск в отставке Джеку Кину и моему старому наставнику, генералу морской пехоты в отставке Тони Зинни. Я знал, что они безоговорочно скажут мне то, что посчитают правдой. Они по отдельности вылетели в Афганистан, получив разрешение на беседы с командирами и военнослужащими всех степеней, и по возвращении предоставляли мне свои индивидуальные оценки наших усилий по борьбе с повстанцами. Они видели реальный прогресс, шаги в правильном направлении, но предупреждали, что это огромная работа, которая займет много времени. Тони Зинни позже писал, что противоповстанческая борьба «может быть дорогой по стоимости и потерям, требовать большого количества войск, обрушиваться на невосприимчивое население и оказаться неспособной привить постоянные изменения. Покупатель этого продукта должен остерегаться!» После выслушивания их сообщений, у меня появилась возможность встретиться с генералом в отставке Колином Пауэллом. Я рассказал ему о том, что услышал, и он перешел к сути вопроса: «Джим, главный вопрос заключается в следующем: поскольку у вас нет ни сил, ни времени для их закрепления, не окажутся ли все ваши успехи преходящими?» Этот вопрос не давал мне покоя на каждом совещании и во время каждой поездки в Афганистан. Хотя региональное командование «Восток», подчиненное Армии США, решало самые сложные с точки зрения географии и работы с племенами задачи, именно там я увидел уникальную ценность союзных сил. Король Иордании Абдулла, всегдашний наш союзник, выделил для помощи нам в Афганистане один из своих самых боеспособных батальонов, несмотря на острую необходимость в его наличии у себя дома, на сирийской границе. Командир, полковник Ареф аз-Забен, был находчивым лидером, предлагавшим свежие идеи. Он часто отправлял своих людей в патрули, а его переводчики постоянно информировали его о преисполненных ненавистью посланиях талибов, передаваемых по воздуху в изолированные общины в горных долинах. Используя своих мусульманских священнослужителей, он организовал ежедневную радиопередачу, в которой опровергались неверные толкования Корана фундаменталистами. Программа называлась «Голоса умеренного ислама». Его войска раздавали семьям маленькие радиоприемники, а его священнослужители выходили в эфир, опровергая идеологию талибов так, как это могли сделать только собратья-мусульмане. Во время прямых эфиров со слушателями стало понятно, что талибы теряют свою власть над людьми. Во время патрулирования женщины-военнослужащие в камуфляжных платках активно общались с афганскими женщинами в кишлаках, чего не могли сделать мужчины или немусульмане. Ареф организовал перелет старейшин афганских кишлаков в столицу Иордании, город Амман, где король Абдулла встретил их лично, стоя перед мечетью, — но через дорогу от христианской церкви и на виду у всех. От долин Афганистана до мечетей Иордании прозвучало четкое послание о терпимости. Начиная с патрулирования пехотинцами уездных кишлаков, «битвы нарративов» во время радиопередач умеренного ислама и заканчивая выступлениями короля в качестве лидера своей веры и своего народа, иорданское подразделение показало себя с наилучшей стороны, придав нашей коалиции, возглавляемой НАТО, не только численность, но и силу.
*****
Основной НАТОвской оперативной уязвимостью для таких наших союзников, как Иордания, и для всех наших сил в Афганистане были убежища террористов, предоставляемые соседним Пакистаном. В дни после 11-го сентября американские официальные лица настаивали на том, чтобы эта страна присоединилась к нам. Поначалу Пакистан пошел на сотрудничество, но вскоре лидеры этой страны вернулись к двойной игре, предоставив талибам убежище. Когда мы вычищали их из афганских кишлаков, они могли отступить через границу, чтобы зализать раны, отдохнуть, пополнить запасы и выждать время, чтобы вернуться снова. История борьбы с повстанцами учит нас, что врага, который может приходить и уходить, подобно волнам на пляже, дьявольски трудно победить. Чтобы понять, как мы встряли в такую ситуацию, нам нужно оглянуться назад. В 1949 году, когда закончилась эпоха колониализма, Англия вернула суверенитет преимущественно индуистской Индии и мусульманскому Пакистану, породив эти страны в результате кровавого раздела, унесшего около миллиона жизней. С тех пор обе страны четыре раза повоевали между собой, и у обеих теперь было значительное количество ядерного оружия. Пакистан рассматривает всю геополитику через призму своей враждебности к Индии. Афганистан находится в тылу Пакистана, поэтому пакистанские военные хотят видеть в Кабуле дружественное правительство, не подвластное индийскому влиянию. Именно поэтому после ухода СССР из Афганистана в 1988 году Пакистан поддерживал и снабжал афганское движение «Талибан». Теперь мы оказывали значительную экономическую и военную помощь и платили большие суммы за провоз товаров в Афганистан. Платежи, которые меня не успокаивали. Пакистан был страной, родившейся без любви к себе, и в его политической культуре активно проявлялись черты саморазрушения. Меня беспокоило, что более 70 процентов логистики НАТО было завязано на один маршрут — через Пакистан. Взглянув на карту, я решил, что нам нужно поменять фигуры на шахматной доске. Я слышал некоторое недовольство по поводу того, почему СЕНТКОМ не обратил внимания на это слабое звено раньше, и хотя мне хотелось получить честную обратную связь, нам нужно было сосредоточиться на устранении уязвимости, а не ныть о проблеме. Я очень доверял нашим снабженцам, поручив им работать с нашими дипломатами и разрабатывать альтернативные варианты поставок. Наши послы и Транспортное командование ВС США рьяно работали со странами, расположенными к северу и западу от Афганистана, чтобы открыть маршруты поставок с севера. Кроме того, я распорядился создать в Афганистане девяностодневный запас всех критически важных предметов снабжения — боеприпасов, продовольствия, медицинских средств и топлива. Северный маршрут был более дорогим, и мне не очень хотелось использовать его, если можно было этого избежать, однако в условиях высокой неопределенности необходимо разрабатывать запасные варианты, которые могут быть задействованы при необходимости: всегда нужно держать туза наготове. Затем, в сентябре 2011 года, генерал Джон Аллен, сменивший Дэйва Петреуса на посту командующего силами НАТО в Афганистане, обратился к пакистанским военным с предупреждением: ему стало известно, что террористическая группировка Хаккани, укрывающаяся в Пакистане, готовит мощный теракт с помощью начиненного взрывчаткой грузовика. Генерал Ашфак Каяни, начальник штаба пакистанской армии, ответил, что примет меры. Через два дня бомба взорвалась на американской базе под Кабулом, ранив семьдесят семь американских солдат и убив пять афганцев. Еще через несколько дней террористы Хаккани напали на наше посольство в Кабуле. На одном из дипломатических мероприятий в Вашингтоне я столкнулся с послом Пакистана Хусейном Хаккани (однофамильцем, не имевшим отношения к террористической группировке). Моих дипломатических навыков не хватило. — В том же городе, где располагается и штаб террористов, — сказал я, — у вас стоит штаб дивизии пакистанской армии. Вы говорите, что вы не на их стороне, но теперь они нападают на наше посольство в ходе рейда, скоординированного по вашу сторону границы. Вы поддерживаете тех самых людей, которые однажды убьют вас. Мое пересыпанное непристойностями сообщение подслушал американский дипломат, который потом прислал мне поздравление по электронной почте. Мои многочисленные откровенные беседы с генералом Каяни в Равалпинди не принесли никакого результата. К октябрю американо-пакистанские отношения достигли самой низкой точки. В конце ноября между афганской ротой, в которой присутствовали американские советники, и пакистанским подразделением вспыхнул ночной бой. Бой был начат пакистанцами, которые открыли по нам огонь из минометов. Когда попытки советников назвать себя не привели к прекращению обстрела, они вызвали авиаудар, в результате которого погибли двадцать четыре пакистанских военнослужащих. Пакистанское руководство отреагировало на это с возмущением. Чтобы подтвердить произошедшее, я побеседовал с самым старшим по званию американцем, который находился на месте событий, — опытным уоррент-офицером спецназа. Он рассказал, как неоднократно обращался по радио к совместному координационному штабу НАТО и Пакистана с просьбой прекратить стрельбу. Он даже вызвал истребитель F-15, чтобы тот пролетел на низкой высоте, сбросил осветительные бомбы и осветил пакистанские позиции. Талибы не летают на F-15, и наш командир на месте происшествия прилагал все усилия, чтобы остановить обстрел с близлежащей высоты. Когда же пакистанский огонь продолжился, становясь все более сосредоточенным, мы разбомбили позицию на вершине горы. Все это я объяснил генералу Каяни по телефону, предложив провести совместное расследование, но он отклонил мое предложение. Его военные все еще обижались на то, что мы убили Усаму бен Ладена, не поставив их в известность, и Каяни не мог продемонстрировать желание работать с нами. Используя удар F-15 в качестве предлога, Пакистан внезапно закрыл маршрут снабжения в Афганистан. Пакистанское руководство решило превратить трагедию на поле боя в обвинение Америки. Несомненно, там посчитали, что со своим снабжением мы оказались в затруднительном положении, и что они загнали нас в политический угол. К счастью, к тому времени мы запаслись припасами на девяносто дней, а северная сеть снабжения была проверена и готова. Мы переключились на север, отменив платежи пакистанским грузоотправителям. Застигнутые врасплох, пакистанцы могли только ждать, надеясь, что северный маршрут не выдержит ледяной зимы и грязной весны. Но это не сработало. После года балансирования на грани войны Пакистан отошел от края обрыва. Обе стороны признали «ошибки в координации, которые привели к гибели пакистанских солдат». Пакистан спокойно открыл свои линии снабжения, и конвои грузовиков в Афганистан возобновились. Для меня этот эпизод стал иллюстрацией непредсказуемых поворотов войны. Он продемонстрировал важность того, что для достижения своих целей никогда нельзя придерживаться только одного варианта действий. Если в кризисной ситуации вы окажетесь без вариантов, вас загонят в угол. Всегда создавайте амортизаторы. Мой военный долг состоял в том, чтобы помогать нашим дипломатам, предугадывая переговорную стратегию противника, и предлагать варианты, чтобы наш Госдепартамент не оказался в затруднительном положении на переговорах из-за отсутствия военных альтернатив. Пакистанские военные потеряли в борьбе с террористами по свою сторону границы больше своих солдат, чем коалиция НАТО потеряла в Афганистане. И все же там считали, что смогут контролировать террористов или хотя бы манипулировать ими. Но как только терроризм был посажен, он разрастался так, что никто — даже Межведомственная разведка, секретная служба Пакистана, — не мог предсказать его деятельность, или взять под контроль. Я пришел к выводу, что наше военное взаимодействие с Пакистаном может быть только транзакционным, основанным на конкретных вопросах и на том, что каждая сторона может предложить другой. Услуга за услугу. Пакистан может эпизодически выбирать быть или не быть нашим врагом, но он не выбирает надежную дружбу или союзные отношения с Соединенными Штатами или НАТО. Из всех стран, с которыми мне приходилось иметь дело, я считаю Пакистан самой опасной из-за радикализации его общества и наличия у него ядерного оружия. Мы не можем допустить, чтобы самый быстрорастущий ядерный арсенал в мире попал в руки террористов, размножающихся в их среде. Результат будет катастрофическим. Трагедия для пакистанского народа заключается в том, что у него нет лидеров, которые заботились бы о его будущем. Иллюстрацией отсутствия доверия может служить тот факт, что когда мы сочли, что обнаружили глубоко в Пакистане тайное убежище Усамы бен Ладена, президент Обама послал группу спецназа убить его, не поставив в известность пакистанцев. В конечном счете, в наших общих интересах было поддерживать осторожные, внимательные отношения со скромными ожиданиями от сотрудничества. Мы могли бы справиться со своими проблемами с Пакистаном, но наши разногласия были слишком глубоки, а доверие слишком поверхностным, чтобы их разрешить. Таковым состояние наших отношений остается и по сей день.
*****
Поскольку Пакистан продолжал предоставлять убежище талибам, летом 2012 года я снова вылетел в Афганистан. Наращивание сил закончилось, и теперь мы сокращали свою численность в соответствии с планом Вашингтона. Я навестил Джона Тулана, моего бесстрашного полковника, участвовавшего в походе на Багдад в 2003 году и в битве за Фаллуджу в 2004 году, который теперь носил две звезды и командовал всеми коалиционными силами в ожесточенной провинции Гильменд. Любитель регби, Джон на своем бруклинском акценте перешел к сути дела. После года командования у него были серьезные сомнения в том, что афганские войска смогут самостоятельно удерживать контроль за сельскохозяйственными угодьями. Гильменд был финансовым центром «Талибана», через него шел опиум, а финансы поступали в казну противника. Талибы контролировали кишлаки, окружавшие столицу провинции, и им не приходилось воевать, чтобы удерживать их. — Мусульманская религия не является препятствием для прогресса, — заявил он. — Проблема заключается в целой культуре, которая отвергает западные концепции игры по правилам и сотрудничества друг с другом. Десятилетия насилия, разрухи и неопределенности привели к тому, что никто не верил в завтрашний день. Каждое племя, каждое подплемя и каждый афганец были сами за себя. Несмотря на отдельные успехи и достижения в области образования, здравоохранения и т.д., афганскому правительству не хватало единства, возможностей и решимости, чтобы вернуть себе бóльшую часть сельской местности. Мы с Джоном говорили о том, что беспокоило нас больше всего: насколько мы были уверены в том, что потери среди наших молодых мужчин и женщин — добровольцев — приведут к удовлетворительному результату? Командиры наших рот сказали нам, что после ухода наших войск афганские солдаты не будут патрулировать в «зеленой зоне» (обширные сельскохозяйственные угодья, окружающие уездные города). Несмотря на все обстоятельства, наши войска из десятков стран оставались непоколебимыми, несмотря на непопулярность войны во многих воюющих странах. Они эвакуировали своих погибших и покалеченных и на следующий день снова шли на сближение с врагом. Они выкладывались на 100 процентов, до конца выполняя свой воинский долг. Стратегия связывает конечное политическое состояние с дипломатическими и военными путями и средствами [его достижения]. Политики, дипломаты и генералы должны вести совместные переговоры, информируя друг друга, пока не придут к твердому убеждению, что у них есть жизнеспособная политика. Это означает, что если вы где бы то ни было собираетесь вести ограниченную войну, она должна быть ограниченной по своим политическим целям, но полностью обеспеченной военными ресурсами, чтобы закончить ее быстро. Если политика меняется, стратегия и соответствующие ресурсы также должны меняться, адаптируясь к новой цели. Однако мы не увеличили свои силы до необходимого размера и не приняли во внимание количество времени, которое нам потребуется. Поучителен пример Южной Кореи. После прекращения огня в 1953 году мы оставили там десятки тысяч американских солдат. Наше масштабное военное присутствие и последовательная дипломатия обеспечили превращение этой истерзанной войной страны из диктаторского режима в динамично развивающуюся демократию. Но на это ушло сорок лет. В Афганистане же мы не желали выделять ресурсы и время, необходимые для того, чтобы десятилетие за десятилетием превратить страну в процветающую демократию. Мы пытались сделать слишком многое слишком малым. В свете продемонстрированного талибами нежелания отделиться от «Аль-Каиды» было бы безрассудством не выводить талибов из равновесия и не держать их подальше от населенных пунктов. На неоднократных совещаниях в Ситуационной комнате, когда Белый дом просил меня высказать свое мнение, я предлагал, чтобы в Афганистане оставалось не менее десяти тысяч американских военнослужащих, не устанавливая при этом никаких конкретных сроков вывода, кроме тех, что были основаны на угрозе со стороны противника для Америки и для развития афганской армии. Однако нас тянули в двух направлениях, ставя перед нами противоречивые задачи: сокращать и отводить войска, независимо от того, готовы к этому афганцы или нет, но продолжать сражаться с врагом, чтобы защитить население. Не имея единой цели, мы начали бы терять союзников, что и происходило в течение последующих лет, и в итоге число их сократилось с сорока девяти в 2013 году до тридцати девяти к концу 2016 года. Мы теряли тех самых союзников, которые могли бы взять на себя бóльшее бремя. На тригонометрическом уровне войны, при отсутствии четкого политического конечного состояния и ресурсов для стратегии его достижения, неизбежно побеждали нестратегические обстоятельства.
|